Музыкальный обозреватель «АиФ» Владимир Полупанов:
— Певица Манижа, представляющая Россию на конкурсе «Евровидение» в Роттердаме с песней Russian Woman («Русская женщина»), прошла в финал. Это не может не радовать, ведь перед выходом на сцену огромное количество пользователей Сети утверждали, что певица в финал не попадёт. Больше всего камней и стрел летело в адрес самой песни с мелодией, которую сложно напеть, и, главное, с непонятным текстом на русском языке, больше похожим на набор разрозненных фраз. Вот тут-то ей и попеняли на происхождение, мол, девушка, родившаяся в Таджикистане, для которой русский не родной, не имеет морального права представлять Россию на европейском конкурсе, к тому же петь от лица россиянок про «русскую женщину». Манижа стойко сносит удары, терпеливо объясняя смысл своей песни: мол, она про сильную женщину с горькой судьбой, которой бы неплохо и похудеть. Большинство иностранцев, несмотря на то, что песня на русском с небольшими англоязычными фрагментами, как мне кажется, углядели в песне манифест страдающей женщины-мигрантки, которая, приехав в Россию, хлебнула своего горя. Поэтому реакция иностранных интернет-пользователей, слушателей и телезрителей благожелательно-сердобольная, в отличие от реакции россиян. В «чайной бабе или бабе на чайнике» часть соотечественников увидела глумление над русской женщиной. Уж слишком утрированным получился этот образ в конкурсном номере.
Пройти в финал, по моему мнению, Маниже помогло ещё и то, что в первом конкурсном дне у представительницы России было не так много конкурентов. Страны, отправившиеся домой — Словения, Австралия, Северная Македония, Ирландия, Хорватия, Румыния, — выглядели слабее на этом конкурсе. К тому же за Россию традиционно голосуют братья и сестры из стран бывшего СССР — Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы. Даже прибалтийские страны, несмотря на холодные отношения на государственном уровне, на «Евровидении» часто отдают свои голоса России (в конце концов, голосуют не политики, а простые жители страны). От Израиля, где много выходцев из бывших советских республик, нам тоже немало перепадает. Это так называемое блоковое голосование.
Делать выводы ещё, конечно, рано, ведь впереди второй полуфинал, который, как мне кажется, будет поинтереснее. А в финале, ко всему прочему, придется состязаться с Италией и Францией, которые у букмекеров являются фаворитами этого конкурса.
Мнения профессионалов по поводу первого полуфинала и шансов Манижи разделились.
Музыкальный критик, журналист Артемий Троицкий:
— Я смотрел первый полуфинал «Евровидения», буду смотреть второй и, конечно, финал. Наша младшая дочь Лидия как раз вошла в «евровизионный возраст» (то есть ей скоро будет 11 лет), и эти вещи её интересуют и ей нравятся. Деваться нам с женой некуда, сидим теперь ночами и смотрим репортажи из Роттердама.
Надо сказать, что в целом мне первый полуфинал понравился. На мой взгляд, там было достаточно эффектных номеров в визуальном отношении и некоторое количество даже хороших в музыкальном плане песен, что для «Евровидения» не является типичным. Больше всего мне понравились украинцы (группа Go A), литовцы (The Roop). На первое место я бы поставил прекрасную, давным-давно хорошо известную бельгийскую группу Hoverphonic. Это качественная музыка, прекрасные музыканты. Тут, как говорится, мастерство не пропьешь. Эту группу последний раз я слушал лет 20 тому назад. И рад, что они вернулись. Кроме того, если говорить с точки зрения не личных вкусов, а фаворитства, то я бы отметил девушку с острова Мальта (Дестини Чукуньере). На мой взгляд, очень эффектный номер у Азербайджана (Самира Эфенди). Абсолютно не произвели впечатления шведы (Tusse) и норвежцы (TIX), хоть и вышли в финал.
Что касается нашей дорогой Манижи, то, во-первых, считаю, очень хорошо, что наконец-то на «Евровидении» впервые за много лет прозвучал русский язык. Все эти великодержавные патриотические завывания вокруг конкурса «Евровидение», раздававшиеся многократно последние годы, легко разбивались о единственную вещь — и Дима Билан, и Сергей Лазарев, и Полина Гагарина, и все прочие, если не считать «Бурановских бабушек» (пели на удмуртском и английском — Ред.), пели на «презренном империалистическом» английском языке (смеётся). Так что Манижа молодец уже хотя бы потому, что вспомнила русскую «мову». Сама песня не произвела на меня большого впечатления ни в музыкальном плане, ни в визуальном. Я считаю, что на фоне того, что мы увидели в других номерах, номер «Русская женщина» был решён довольно скучно. Хотя он с претензиями — с мульти-экраном, на котором возникали и иконы, и большой сводный хор женщин. Мне показалось, что фантазии в этом было мало. Всё было прямолинейно и не очень динамично. Думаю, что шансов на высокое место у Манижи немного. Главное, что ей может помочь, — это, как ни странно, тот хейтерский скандал, который разразился вокруг нее в России. На Западе нашу страну считают довольно одиозной. Россию в Европе и в остальном мире, как поется в песне группы Erasure, сегодня «любят ненавидеть».
Есть у меня агенты не только в балтийских, но и в скандинавских странах. В общем, в Европе сейчас, когда представляют Манижу, обязательно говорят о том, что это гонимая российская артистка, которую на родине атаковали всяческие антифеминисты, гомофобы и великодержавные националисты. И эта девушка смело противостоит всем этим архаичным наскокам. Я думаю, что основной пиар-пункт, очень позитивный для Манижи, — это как раз та кампания, которая против нее ведется многими в России. Так что это, как ни странно, как раз может ей помочь.
Музыкальный продюсер Евгений Фридлянд:
— Я бы разговор о Маниже разделил на две части. Первая часть — о том, как была освещена подготовительная история и рассказы о ней. Она молодец, девушка подготовленная. На все обвинения и упреки (какое право таджичка имеет петь про русскую женщину и т. д.) она нашла правильные слова, мысли, выступив в свою защиту. Она неглупая девушка.
Вторая часть касается ее выступления. Мы все видели ее номер на отборочном туре. Почти в том же виде он был исполнен и на самом «Евровидении» — за исключением находки с платьем и видеостеной, на которой транслировались поющие женщины. Скажу, что сама песня как мне активно не нравилась, так не нравится до сих пор. Как я не понимал ее смысл, так и не понимаю. Для меня это загадка, что она хотела сказать, как бы она ни объясняла это в своих интервью.
Конечно, попадание Манижи в финал был запрограммировано в связи с тем, что за нас голосуют страны из бывшего соцлагеря. На мой взгляд, если и будет какое-то достойное место, то оно будет потому, что западные СМИ преподнесут ее саму и выступление как некий протест. Сейчас такой тренд смешивать Россию с грязью. И ее преподнесут как женщину, которая протестует против того, что происходит в России. Вот если эту тему раскачают, тогда могут дать высокое место. А если не будут трогать, то и само исполнение, и само произведение, и номер ниже среднего. Я фрагментами смотрел выступления других участников. Там есть гораздо более сильные исполнители и гораздо более интересные произведения. На фоне выступлений Мальты или Литвы номер Манижи просто никакой. В десятке она будет, но в пятерку не войдет. А для России не попасть в первую пятерку при блоковом голосовании было бы стыдно. Мы-то давно рассматриваем только 1-е, 2-е, 3-е места. Уже как-то привыкли. А эти места ей будет проблематично получить. Хотя, учитывая, что конкурс политический, можно ожидать чего угодно.
Музыкант Юрий Лоза:
— В моем понимании, песня — это то, что можно повторить на другом инструменте или другому исполнителю. Любую песню из тех, которые я написал, может спеть еще кто-то или сыграть оркестр. Давайте попробуем песню «Русская женщина» дать сыграть какому-нибудь оркестру или чтобы ее кто-нибудь напел, кроме самой Манижи. И посмотрим, что из этого получится.
Если мы говорим о «Евровидении» как о конкурсе номеров, то забудьте тогда совсем о песнях. Пусть там будет фоновая музыка — и люди под неё бегают по канатам, танцуют, чечетку отбивают, раздеваются под музыку. Так и назовите тогда — конкурс номеров. Меня всегда бесит, когда существует диссонанс между названием и наполнением. Идет шоу «Голос», и в этой программе голос не имеет никакого значения. В «Голосе. 60+» победила женщина, которая пела хуже всех. Победила потому, что была старше всех. Зачем тогда называть программу «Голос»? Назовите ее «Здравствуй, вторая молодость». А если вы называете конкурс песенным, давайте там петь песни и не оценивать номера. Раньше номер на «Евровидении» был сопровождением песни. А сейчас песня сопровождает номер. Сама песня — это 10-й или 15-й пункт. А на первых местах компьютерная графика, костюмы, реквизит. В номере Билана был скрипач, фигурист и каток с роялем. Вот что обсуждается, а не песня.
За 65 лет существования конкурса он от силы дал 6,5 хитов, которые можно вспомнить и напеть. Один хит в 10 лет. А там сотни, если не тысячи песен прозвучали. В последние годы там вообще нет хороших песен, которые потом кто-то бы еще пел где бы то ни было, которые согрели хотя бы одну душу. Мне пишут: «Ваша песня спасла мне жизнь, помогла пережить тяжелый период». Кто-нибудь напишет Маниже что-нибудь подобное? Чью душу согреет песня «Русская женщина»? Недавно в программе у Максима Галкина собрались люди, которые рассказывали про песни, под которые люди встречались, женились, рожали детей. Вот о каких произведениях я говорю, когда песня входит каким-то элементом в жизнь и становится подспорьем и что-то значит для людей. Что будет значить для наших соотечественников песня Манижи? Ничего. О чем мы тогда говорим? Мы обсуждаем пирожок ни с чем.
Музыкальный продюсер, композитор Игорь Матвиенко:
— Почему люди считают, что в песне Манижи какое-то пренебрежительное отношение к женщине? Наоборот, есть мощь. Я даже текст не слушаю, а просто ощущаю посыл великой русской женщины. Очень хороший номер, который поставил, по-моему, режиссер Первого канала Андрей Сычёв. Очень хорошая постановка! Начиная с этой куклы, из которой она вылезает. Баба на чайнике! Отлично! В этом есть и китч, и элементы фолка, и хор. Хотя припевчик можно было поинтереснее сделать. Он прямо в лоб. В общем, я абсолютно доволен номером Манижи. Если раньше я говорил, что вряд ли она займет высокие места, то сейчас думаю, что она попадет куда-то повыше. В пятерку войдет, думаю. И самое главное, что в песне очень хороший интернациональный drop (проигрыш — Ред.) на жалейках, без всякого текста. Прямо в подкорку влезает!