Домой Шоу бизнес Платить или не платить? Вспыхнули дебаты об отчислениях зарубежным артистам

Платить или не платить? Вспыхнули дебаты об отчислениях зарубежным артистам

5
0

Содержание

На днях зампред Комитета по экономической политике Совета Федерации Дмитрий Ворона, представляющий Запорожскую область, выразил недоумение тем, что российский бизнес платит отчисления за использование песен. И вызвал тем самым достаточно острую дискуссию.

«Не платить», — считает сенатор

«Я часто получаю сведения от бизнеса, работающего на территории Крыма, Севастополя и новых регионов, о попытках взыскания с них в пользу Российского авторского общества за исполнение песен иностранных исполнителей: Ланы Дель Рей, Элтона Джона, Эда Ширана и прочих, — сообщил Ворона. — Суммы внушительные. Так, одно из заведений должно сейчас заплатить 200 тысяч рублей за исполнение десяти песен».

С других заведений суды уже взыскали приличные суммы. РАО, по его словам, прилагает к искам официальные договоры, заключенные с правообладателями за рубежом, включая тех, кто неоднократно выступал с антироссийскими заявлениями.

Сенатор сказал, что предприниматели не отказываются платить русским авторам, но отчисления в пользу представителей стран, вводящих санкции и поощряющих «отмену русской культуры», воспринимают как политическое издевательство.

Речь, как считает он, идет не о праве, а о политике. Так, Элтон Джон «неоднократно заявлял о своей поддержке Украины», Лана Дель Рей распространяла обращения Владимира Зеленского, Крис Мартин щеголял с браслетом в цветах украинского флага и активно продвигает антироссийскую повестку, а Эд Ширан записал совместную композицию с украинскими артистами в поддержку ВСУ.

Впрочем, в исках РАО фигурируют и те, кто умер задолго до 2014 года, — Фрэнк Синатра и Майкл Джексон.

По словам Вороны, бизнес не против поддерживать культуру и музыку, но не финансировать тех, кто оскорбляет страну и работает на противника. Он попросил председателя Совфеда дать поручение комитетам по науке, образованию и культуре и по экономической политике обсудить этот вопрос с представителями профильных министерств и ведомств, и Валентина Матвиенко такое поручение дала.

Но творческая среда отреагировала на выступление Вороны буквально сразу и весьма живо.

«Не слушать», — уверены в творческой среде

Печально, что бизнес оправдывает нежелание платить за контент ложно понятым патриотизмом, отметил гендиректор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш.

«Конечно, нет ничего хорошего в том, что западные артисты и лейблы вводят несправедливые и нерыночные ограничения для россиян, более того, выступают с оскорбительными заявлениями. Терпеть подобное совершенно неправильно, — поясняет он. — Однако как нам предлагают ответить? Сделать „недружественную“ музыку бесплатной для пользователя? Получается, мы в ответ на безобразное поведение западных партнеров выстрелим сами себе в ногу, заставим нашу музыкальную индустрию конкурировать в глазах потребителя с бесплатным зарубежным контентом».

Он напомнил, что определенный президентским указом порядок расчетов с недружественными правообладателями через специально созданные счета «О» уже отлично себя зарекомендовал. С одной стороны, он не позволяет недружественным авторам беспрепятственно зарабатывать в стране, которую они так не любят, с другой — не разрушает культуру уважения к интеллектуальной собственности и не подрывает позиции российской музыки, которая так здорово рванула вперед в последние годы.

Законодательство об интеллектуальной собственности не может меняться в зависимости от того, какие взгляды тот или иной артист исповедует и где он живет, заявил продюсер Иосиф Пригожин.

«Для того чтобы выразить отношение к антироссийской позиции музыканта, вовсе не нужно воровать у него музыку. Достаточно перестать ее слушать, — сказал он. — В России много замечательной музыки на любой вкус, почему бы не поддержать отечественного автора? Для меня странно, когда люди, с одной стороны, популяризируют Майкла Джексона и Элтона Джона, фактически наслаждаются их творчеством, с другой — не хотят за это платить».

Композитор Алексей Рыбников отметил, что в условиях фактической легализации пиратства западного контента российский музыкальный бизнес, совсем недавно научившийся зарабатывать на исключительных правах, окажется в ужасном положении, ведь в глазах потребителя ему придется конкурировать буквально с океаном «бесплатной» музыки.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Отец двоюродной сестры Фриске продал землю, но не смог ее спасти от рака

Президент группы компаний CDLand Юрий Цейтлин более категоричен. По его мнению, если отказаться от отчислений зарубежным артистам, российская музыкальная индустрия будет отброшена в каменный век.

«Нас ждёт разгул пиратства и мракобесия. Идея безумная с любой точки зрения — хоть с точки зрения авторского права, хоть с точки зрения морали, нравственности и достоинства государства», — уверен он.

Кроме того, это, с его точки зрения, полностью уничтожит российские стриминговые музыкальные площадки и как следствие — весь музыкальный рынок российских исполнителей.

«Вслед за блокировкой выплат российской стороной авторского вознаграждения зарубежным правообладателям последует блокировка смежных прав (фонограмм и исполнений) на таких площадках, как „Яндекс Музыка“, „ВК Музыка“, „Звук“ и других. Когда там исчезнет западная музыка, российский потребитель контента уйдёт с наших музыкальных площадок и перейдёт на западные сервисы, такие как Spotify и Apple Music. В итоге государство недополучит миллиарды налогов».

Пианист Даниил Крамер, в свою очередь, полагает, что россиянам вовсе не обязательно уподобляться западным коллегам, которые ведут себя неприлично: «С одной стороны, они сами отрезали нас от swift, валютных переводов, так что, собственно, как им платить? С другой стороны, я вообще против того, чтобы становиться похожими на тех, кого мы ругаем. Если они занимаются грабежом, почему грабежом должны заниматься мы? Закон есть закон, правила есть правила. Справедливы они или нет — другой вопрос, но мы им подчиняемся, в отличие от наших «партнеров». А значит, мы должны следовать букве закона и собирать деньги, которые авторам причитаются».

«Предложение юридически неисполнимо», — считает юрист

Предложение запретить РАО собирать с бизнеса отчисления за использование песен иностранных авторов вполне понятно с «обывательской» точки зрения. Вместе с тем юридически оно видится неисполнимым и противоречащим закону.

На это обратила внимание официальный представитель РАО Наталья Полианчик: «РАО аккредитовано государством выдавать пользователям лицензии на использование музыки от имени неопределенного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных. При этом, согласно Бернской конвенции, участницей которой наша страна остается, иностранным авторам должен предоставляться тот же уровень защиты, что и внутренним. Отсюда ограничить функции РАО в отношении иностранных правообладателей означает фактически нарушить доктринальные основы авторского права».

Наталья Полианчик подчеркнула, что проблема давно решена президентом страны, еще в 2022 году определившим своим указом № 322 порядок расчетов с недружественными правообладателями через счета «О». Решение, по ее словам, действительно мудрое.

«Таким образом не нарушаются принципы авторского права, соблюдаются права и интересы как правообладателей, так и пользователей, а денежные средства, собранные в пользу действительно враждебно настроенных субъектов, остаются в бюджете страны», — отметила она.

По словам юриста, если человек действительно обеспокоен платежами в пользу иностранцев, ему имеет смысл попросту переключиться с иностранной музыки на российскую: «В этом случае все собранное РАО вознаграждение будет распределяться среди российских авторов». Механизм, при котором отчисления за использование музыки «недружественных» авторов продолжают собираться и зачисляются на спецсчет «О», воспринимается как справедливый и деятелями искусства. Одобряет его и композитор Александр Клевицкий, который обращает внимание на последствия предложения сенатора: «Если кому-то разрешить, так сказать, бесплатно это все использовать, то пострадает наша российская музыка. Люди любят халяву, и многие предпочтут музыку, которую можно взять бесплатно».

В то же время Клевицкий не сторонник запрета антироссийских исполнителей, так как эстетическая ценность произведения, по его мнению, мало связана с убеждениями его автора.

«В конце концов, мы не знаем, как к России относились Бах или Моцарт. А если допустить, что плохо, разве это повод запрещать их музыку? В Израиле долгое время не исполняли Вагнера, который был антисемитом, но, кажется, даже там это табу постепенно сходит на нет», — пояснил он свою позицию.

Оцените материал