Содержание
На днях зампред Комитета по экономической политике Совета Федерации Дмитрий Ворона, представляющий Запорожскую область, выразил недоумение тем, что российский бизнес платит отчисления за использование песен. И вызвал тем самым достаточно острую дискуссию.
«Не платить», — считает сенатор
«Я часто получаю сведения от бизнеса, работающего на территории Крыма, Севастополя и новых регионов, о попытках взыскания с них в пользу Российского авторского общества за исполнение песен иностранных исполнителей: Ланы Дель Рей, Элтона Джона, Эда Ширана и прочих, — сообщил Ворона. — Суммы внушительные. Так, одно из заведений должно сейчас заплатить 200 тысяч рублей за исполнение десяти песен».
С других заведений суды уже взыскали приличные суммы. РАО, по его словам, прилагает к искам официальные договоры, заключенные с правообладателями за рубежом, включая тех, кто неоднократно выступал с антироссийскими заявлениями.
Сенатор сказал, что предприниматели не отказываются платить русским авторам, но отчисления в пользу представителей стран, вводящих санкции и поощряющих «отмену русской культуры», воспринимают как политическое издевательство.
Речь, как считает он, идет не о праве, а о политике. Так, Элтон Джон «неоднократно заявлял о своей поддержке Украины», Лана Дель Рей распространяла обращения Владимира Зеленского, Крис Мартин щеголял с браслетом в цветах украинского флага и активно продвигает антироссийскую повестку, а Эд Ширан записал совместную композицию с украинскими артистами в поддержку ВСУ.
Впрочем, в исках РАО фигурируют и те, кто умер задолго до 2014 года, — Фрэнк Синатра и Майкл Джексон.
По словам Вороны, бизнес не против поддерживать культуру и музыку, но не финансировать тех, кто оскорбляет страну и работает на противника. Он попросил председателя Совфеда дать поручение комитетам по науке, образованию и культуре и по экономической политике обсудить этот вопрос с представителями профильных министерств и ведомств, и Валентина Матвиенко такое поручение дала.
Но творческая среда отреагировала на выступление Вороны буквально сразу и весьма живо.
«Не слушать», — уверены в творческой среде
Печально, что бизнес оправдывает нежелание платить за контент ложно понятым патриотизмом, отметил гендиректор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш.
«Конечно, нет ничего хорошего в том, что западные артисты и лейблы вводят несправедливые и нерыночные ограничения для россиян, более того, выступают с оскорбительными заявлениями. Терпеть подобное совершенно неправильно, — поясняет он. — Однако как нам предлагают ответить? Сделать „недружественную“ музыку бесплатной для пользователя? Получается, мы в ответ на безобразное поведение западных партнеров выстрелим сами себе в ногу, заставим нашу музыкальную индустрию конкурировать в глазах потребителя с бесплатным зарубежным контентом».
Он напомнил, что определенный президентским указом порядок расчетов с недружественными правообладателями через специально созданные счета «О» уже отлично себя зарекомендовал. С одной стороны, он не позволяет недружественным авторам беспрепятственно зарабатывать в стране, которую они так не любят, с другой — не разрушает культуру уважения к интеллектуальной собственности и не подрывает позиции российской музыки, которая так здорово рванула вперед в последние годы.
Законодательство об интеллектуальной собственности не может меняться в зависимости от того, какие взгляды тот или иной артист исповедует и где он живет, заявил продюсер Иосиф Пригожин.
«Для того чтобы выразить отношение к антироссийской позиции музыканта, вовсе не нужно воровать у него музыку. Достаточно перестать ее слушать, — сказал он. — В России много замечательной музыки на любой вкус, почему бы не поддержать отечественного автора? Для меня странно, когда люди, с одной стороны, популяризируют Майкла Джексона и Элтона Джона, фактически наслаждаются их творчеством, с другой — не хотят за это платить».
Композитор Алексей Рыбников отметил, что в условиях фактической легализации пиратства западного контента российский музыкальный бизнес, совсем недавно научившийся зарабатывать на исключительных правах, окажется в ужасном положении, ведь в глазах потребителя ему придется конкурировать буквально с океаном «бесплатной» музыки.
Президент группы компаний CDLand Юрий Цейтлин более категоричен. По его мнению, если отказаться от отчислений зарубежным артистам, российская музыкальная индустрия будет отброшена в каменный век.
«Нас ждёт разгул пиратства и мракобесия. Идея безумная с любой точки зрения — хоть с точки зрения авторского права, хоть с точки зрения морали, нравственности и достоинства государства», — уверен он.
Кроме того, это, с его точки зрения, полностью уничтожит российские стриминговые музыкальные площадки и как следствие — весь музыкальный рынок российских исполнителей.
«Вслед за блокировкой выплат российской стороной авторского вознаграждения зарубежным правообладателям последует блокировка смежных прав (фонограмм и исполнений) на таких площадках, как „Яндекс Музыка“, „ВК Музыка“, „Звук“ и других. Когда там исчезнет западная музыка, российский потребитель контента уйдёт с наших музыкальных площадок и перейдёт на западные сервисы, такие как Spotify и Apple Music. В итоге государство недополучит миллиарды налогов».
Пианист Даниил Крамер, в свою очередь, полагает, что россиянам вовсе не обязательно уподобляться западным коллегам, которые ведут себя неприлично: «С одной стороны, они сами отрезали нас от swift, валютных переводов, так что, собственно, как им платить? С другой стороны, я вообще против того, чтобы становиться похожими на тех, кого мы ругаем. Если они занимаются грабежом, почему грабежом должны заниматься мы? Закон есть закон, правила есть правила. Справедливы они или нет — другой вопрос, но мы им подчиняемся, в отличие от наших «партнеров». А значит, мы должны следовать букве закона и собирать деньги, которые авторам причитаются».
«Предложение юридически неисполнимо», — считает юрист
Предложение запретить РАО собирать с бизнеса отчисления за использование песен иностранных авторов вполне понятно с «обывательской» точки зрения. Вместе с тем юридически оно видится неисполнимым и противоречащим закону.
На это обратила внимание официальный представитель РАО Наталья Полианчик: «РАО аккредитовано государством выдавать пользователям лицензии на использование музыки от имени неопределенного круга правообладателей, как российских, так и зарубежных. При этом, согласно Бернской конвенции, участницей которой наша страна остается, иностранным авторам должен предоставляться тот же уровень защиты, что и внутренним. Отсюда ограничить функции РАО в отношении иностранных правообладателей означает фактически нарушить доктринальные основы авторского права».
Наталья Полианчик подчеркнула, что проблема давно решена президентом страны, еще в 2022 году определившим своим указом № 322 порядок расчетов с недружественными правообладателями через счета «О». Решение, по ее словам, действительно мудрое.
«Таким образом не нарушаются принципы авторского права, соблюдаются права и интересы как правообладателей, так и пользователей, а денежные средства, собранные в пользу действительно враждебно настроенных субъектов, остаются в бюджете страны», — отметила она.
По словам юриста, если человек действительно обеспокоен платежами в пользу иностранцев, ему имеет смысл попросту переключиться с иностранной музыки на российскую: «В этом случае все собранное РАО вознаграждение будет распределяться среди российских авторов». Механизм, при котором отчисления за использование музыки «недружественных» авторов продолжают собираться и зачисляются на спецсчет «О», воспринимается как справедливый и деятелями искусства. Одобряет его и композитор Александр Клевицкий, который обращает внимание на последствия предложения сенатора: «Если кому-то разрешить, так сказать, бесплатно это все использовать, то пострадает наша российская музыка. Люди любят халяву, и многие предпочтут музыку, которую можно взять бесплатно».
В то же время Клевицкий не сторонник запрета антироссийских исполнителей, так как эстетическая ценность произведения, по его мнению, мало связана с убеждениями его автора.
«В конце концов, мы не знаем, как к России относились Бах или Моцарт. А если допустить, что плохо, разве это повод запрещать их музыку? В Израиле долгое время не исполняли Вагнера, который был антисемитом, но, кажется, даже там это табу постепенно сходит на нет», — пояснил он свою позицию.
Оцените материал