Содержание
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне компания Росгосцирк представит в Курске уникальный военно-патриотический цирковой спектакль «Парад Великой Победы». В Донецк отправится программа Большого московского цирка «История».
В преддверии Всемирного дня цирка Росгосцирк рассказал о мероприятиях, которые компания подготовила к 80-летию Победы, а также о других главных событиях и новых проектах цирковой отрасли в 2025 году, обнародовал исследование ВЦИОМ об отношении россиян к современному цирку, а также подписал соглашение о сотрудничестве с Московским государственным институтом культуры (МГИК).
Часть культурного кода
Жители нашей страны всегда любили и продолжают любить цирковое искусство, хорошо понимая, что этот фееричный праздник для детей и взрослых создаётся тяжёлым трудом и большой любовью цирковых артистов к своему делу, а также их желанием порадовать зрителей.
«Цирк как культурный феномен» — так ВЦИОМ назвал своё исследование, в котором приняли участие 1680 россиян старше 18 лет.
«Девять из десяти участников опроса согласны с тем, что цирк — это не только часть наших традиций, но и культурное наследие страны, часть её современного культурного кода, — сообщил директор департамента социальных исследований и консалтинга Андрей Даудрих. — Цирк — живая, меняющаяся культура, образы и эстетика которой вдохновляют дизайнеров, композиторов, деятелей искусств».
Исследование также показало, что лояльность россиян к цирку очень высока. 90% тех, кто посетил цирковые представления в течение последнего года, сообщили, что с удовольствием готовы прийти сюда снова.
Более половины участников опроса считают, что символы российского цирка — это знаменитые артисты, первый из которых — Юрий Никулин, и знаменитые цирковые династии, среди которых лидируют братья Запашные, а также популярные цирковые жанры — клоунада, воздушная акробатика, дрессура и животные — тигр, медведь и конь.
Отвечая на вопрос, что делает российский цирк уникальным, респонденты отметили в первую очередь сложность номеров и трюков, а также уровень мастерства артистов. На 2-й ступени ТОП-5 оказались цирковые династии, 3-ю участники опроса отдали выступлениям с животными, и вслед за ними последовали выступления клоунов, а также акробатов, гимнастов и эквилибристов.
Участники опроса также отметили выступления клоунов и акробатов.
Ответы на другие вопросы показали, что цирк для наших граждан — не только семейный досуг, но и пространство эмоций, в которое они погружаются с большим удовольствием.
«Наш опрос также дал понять, — добавил представитель ВЦИОМ, — что цирковой формат расширяется от детско-семейного отдыха к культурному пространству для всех. Как место культурного отдыха для взрослой аудитории его отметили 49% тех, кто побывал на цирковом представлении в течение последнего года, причём 51% из них — молодые люди 18-24 лет».
Говоря о цирке будущего, участники опроса отметили, что хотели бы видеть его универсальным культурным пространством, которое будет объединять разные поколения, традиции и современные подходы. Этот цирк, по их мнению, должен сохранить свою яркость и красочность, давая при этом зрителям глубокие эмоциональные переживания, и сохраняя единую драматургию постановки.
Особое место в опросе отведено взаимоотношениям дрессировщика и животного в цирке. Респонденты назвали дрессировщика другом животных, и уже затем — лидером или наставником, обучающим их. Прежде всего, им интересно наблюдать эмоциональную связь дрессировщика с его питомцами, а также взаимодействие с хищными животными и сложные трюки.
Здравая адекватность
«Радует, что публика остаётся в рамках здравой адекватности, — прокомментировал результаты исследования ВЦИОМ гендиректор Большого московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. — Люди знают, что такое взаимодействие человека с животным, умеют делать выводы самостоятельно, и, наверное, с этим и связана растущая популярность цирков. Аншлаги собирают не только отдельные имена, людям в целом интересны качественные, серьёзные цирковые программы.
Председатель Союза деятелей циркового искусства Аскольд Запашный, в свою очередь, считает, что хорошим продолжением обнародованного опроса могло бы стать исследование зрительского мнения по регионам России. «Аудитории разные, и хотелось бы знать, — сказал он, — в чём сходятся мнения и в чём разнятся. Цирк должен быть разным, в этом как раз его сила».
По мнению главного режиссёра Росгосцирка Елены Петриковой, очень интересно и очень здорово, что бо́льшая часть зрителей хочет видеть цирк с идеей, цирк со смыслом, спектакль, который несёт какую-то мораль.
«И как раз сейчас Росгосцирк и Большой московский цирк идут в эту стезю, придавая цирковому спектаклю не только красоту и яркость, но и глубинный смысл», — отметила она.
Парад Великой Победы
2025 год для Росгосцирка становится чрезвычайно насыщенным. Большое внимание компания уделила мероприятиям к 80-летию Великой Победы.
Глава Росгосцирка Сергей Беляков сообщил, что в Курске в День Победы начнётся показ не имеющего аналогов в мире грандиозного спектакля «Парад Великой Победы», премьера которого прошла в Донецке. А жителей Донецка ждут 25 представлений шоу братьев Запашных «История».
В рамках празднований Росгосцирк открыл Всероссийскую выставку «Портрет циркового героя», в работе которой приняли участие 600 молодых талантливых художников.
Ещё один масштабный проект — выставка «Под куполом Победы», которая откроется во всех 26 работающих цирках компании, а также в Донецке и Луганске.
Новое направление работы — гастроли в Абхазии. Сергей Беляков сообщил, что там представления будут проходить в шапито всё лето и в сентябре. Для этого подготовлен новый реквизит.
Впервые за долгие годы программа Росгосцирка будет включена в культурную программу Санкт-Петербургского экономического форума в июне.
О четырёх ежегодных цирковых фестивалях рассказали их режиссёры — Елена Петрикова и директор, художественный руководитель продюсерского центра «Королевский цирк» Гия Эрадзе.
В третий раз в середине мая в Сочи пройдёт единственный в мире детский инклюзивный фестиваль «Обыкновенное чудо необыкновенных детей», в нём примут участие более 150 ребятишек из России и Белоруссии. В рамках фестиваля состоится форум «Специфика воспитания особенного ребёнка в многодетной семье» для специалистов из России и Абхазии.
С 29 мая по 1 июня Саратов примет не имеющий аналогов в мире Международный женский фестиваль «Принцесса цирка», куда прибудут участницы из 15 стран мира. На этот раз, по словам Гии Эрадзе, фестивальный праздник пройдёт в стиле русских самоцветов.
11 сентября в цирке Чинизелли на берегах Невы начнёт свою работу фестиваль «Без границ». Зрители окажутся на грандиозном карнавале и увидят выступления цирковых артистов из 20 государств. Фестиваль будет проходить в рамках Форума объединённых культур.
Эдгард Запашный добавил, что среди участников фестиваля немало тех, чьи страны ввели против России жёсткие ограничения, однако это не останавливает артистов, 1903 имеющих собственное мнение, и они продолжают приезжать в нашу страну.
В завершении года, в начале декабря, в Туле пройдёт V Международный детский и молодёжный фестиваль циркового искусства «На языке мира». Елена Петрикова добавила, что более 80 участников этого фестиваля прошлого года поедут во Владивосток, чтобы принять участие в создании фестивального проекта на манеже местного цирка.
Мир принадлежит профессионалам
Несмотря на большие успехи отечественного цирка, в отрасли всё же есть и векторы развития. Это хорошо понимают в Росгосцирке, и потому одобрили инициативу братьев Запашных по совершенствованию управленческих кадров.
Серьёзным шагом в этом направлении стало подписание четырёхстороннего соглашения о сотрудничестве в сфере высшего профессионального образования и подготовки цирковых кадров между компанией Росгосцирк, МГИК, Большим московским цирком и Союзом деятелей циркового искусства.
«Цирковое направление поддержано учёным советом института, и в этом году мы набираем первый курс магистратуры по направлению «Управление и экономика в сфере циркового искусства», — сообщил и.о. ректора МГИК Дмитрий Сидоров.
По его словам, сфера циркового искусства, будучи очень популярной и многообразной, должна быть и очень профессиональной. Управленцам цирковых программ нужно соответствующее образование, знание лучших практик, которые уже применяются для того, чтобы в стране во всех регионах существовали программы высокого качества.
«Мы планируем, — добавил руководитель МГИК, — что все цирки, которые входят в федеральную компанию, станут базами для практики наших будущих студентов и специалистов».
В свою очередь Эдгард Запашный напомнил, что Росгосцирк — самая большая компания в мире и по имущественному комплексу, и по количеству сотрудников, и выразил надежду, что директора цирков, как в лучшие советские времена, станут десятилетиями трудиться в компании в качестве хозяйственников.
«Наша работа должна подвести к тому, чтобы в цирк приходили исключительно подготовленные люди, профессионалы, которые в дальнейшем будут посвящать свою жизнь нашему искусству, — считает он. — Ведь артисты цирка проживают в нём жизнь, и мы должны делать всё, чтобы эта жизнь была максимально комфортной и для артистов, и, конечно, для наших зрителей».
По мнению Аскольда Запашного, перспективы цирка сегодня большие, но их надо ещё и совершенствовать. Такие шаги, как заключённое с МГИК соглашение, становятся для этого базой. Он напомнил также, что мир принадлежит профессионалам.
К высказываниям коллег Сергей Беляков добавил, что подписание соглашения — это серьёзная и важная для компании инициатива, «потому что наши специалисты, профессионалы, у которых горят глаза, будут получать профессиональное образование, а потом применять знания на практике в наших филиалах».
Оцените материал